закрыть
закрыть

Выберите город
Санкт-Петербург
Москва
Мурманск


Терра Скифика
Санкт-Петербург
+ 7 (901) 313-14-74

 Группа ВКонтакте
tattooskif@gmail.com
Терра Скифика
Москва
+7 (926) 925-99-22

 Группа ВКонтакте
konontattoo@gmail.com

Японская татуировка, обучение

японская татуировка    татуировка сакура    татуировка с пионами   татуировка карп  татуировка с драконами   тату гейши

  маски ханья

Для японских татуировщиков обучение являлось очень тяжелым испытанием. Весь период обучения занимал 5 лет и 1 год благодарности – oreiboko, в течение которого начинающий мастер отдавал часть заработанных денег учителю.

Первым уроком для будущего мастера было обучение дисциплине. В течение первых двух лет ученик выполнял всю домашнюю работу, и этот этап был труднее всего, ведь работа было нелегкой, поблажек не предусматривалось, а о татуировках речь вообще не шла. Прибавьте к этому суровые условия послевоенного периода и периодические побои учителем. Да, учитель мог накричать без причины или даже ударить. Зачем? Дело в том, что первый этап был испытанием для мастера в полном смысле этого слова. Учитель, вроде бы стараясь «сломить» ученика, на самом деле его испытывал. Тот, кто действительно хочет стать Мастером с большой буквы, выдержит. А мастер, не освоивший в совершенстве науку терпения, татуировке не научится никогда. Понятно, что до конца испытания доходили только сильные духом ученики, действительно видевшие перед собой цель.

Horioshi 3

Да и в дальнейшем, когда ученику наконец разрешалось взять в руки иглы, ситуация ничуть не упрощалась. Через два года «проверки на прочность» ученику разрешалось присутствовать при работе учителя. При этом он должен был сидеть тихо и молча, внимательно наблюдая за движениями рук учителя, который ничего не объяснял и не давал лекций. Хочешь научиться – наблюдай. Есть вопросы – наблюдай внимательней. Таков японский подход к обучению. Чтобы еще больше «проникнуть» в суть (именно проникнуть, а не просто понять) ученик мог спать на рабочем месте учителя, прикасаясь принадлежавшим Мастеру иглам.

В те времена японские татуировщики работали тайно, дома. Они не рекламировали свои салоны как сейчас. Татуировки были запрещены в Японии вплоть до окончания Второй Мировой. Клиенты находили мастеров по слухам, рекомендациям.

Начиная татуировать, будущие мастера начинали с себя. Сначала без краски, чтоб иметь возможность практики снова и снова. Потом с краской. Татуировка выполнялась «от руки», то есть иглы проникали в кожу посредствам силы рук (техника tebori). При погружении игл в кожу чуткому уху мастера слышен особый звук – shakki. Ориентируясь на него, мастер старается сохранять постоянный ритм и скорость работы, шаг за шагом, сантиметр за сантиметром, нанося рисунок.

Для выполнения контуров (sujibori) использовался сет, состоящий, как правило, из семи игл. Для более тонкой линии некоторые мастера использовали полусет из трех игл. Однако настоящий профессионал может сделать линию любой толщины одним сетом.

Для закраски и теней (bokashibori) готовятся сеты из 12 и 13 игл, каждому придается форма веера. Кончики игл загибаются. Один сет кладется под другой под небольшим углом. При работе важно использовать оба одновременно.

При нехватке краски выполняется kaeshibori. Эта техника, позволяющая использовать остаток краски, работая обратной стороной пучка.

Что касается краски для работы, наиболее стойкий цвет позволяют получить чернила из копоти от кухонного масла – baikaboku.

Если большинство европейских татуировок делается ради красоты, в японской традиции символизм рисунка является наиболее важным моментом. В татуировке, как в зеркале, отражается мир. И это зеркало не должно быть кривым. Это ещ один урок будущему мастеру.

В японской традиции татуировка – это целая философия. Именно мир является основной темой японской татуировки, как бы обобщенно это не звучало. И наблюдение является основным способом понимания мира.

Как правило, в татуировке отражаются времена года. И это очень важный момент. Европеец, глядя на японскую татуировку, видит «рыбку в воде и цветочки», для японца это в первую очередь – время года, а так называемые «рыбки и цветочки» - его элементы. И вот тут-то традиция и начинает претерпевать изменения. Вернее, перестает быть традицией. Не прошедший классического обучения татуировщик (а уж тем более, европейский татуировщик, работающий в японском стиле) изображает, например, карпа и пионы вместе, совершенно не задумываясь, что время карпа – осень, что не совпадает со временем цветения пионов. Идя путем традиции карпа лучше сочетать с кленовыми листьями.

Важно ли это сегодня? А тем более для не-японцев? Сложный вопрос. Восточное и западное отношение ко всему отличается. И уж тем более к татуировке. У нас отношение в первую очередь эстетическое, важно чтоб было красиво. Так что можно и карпа с пионами. Да и с ромашками в принципе тоже. Красивая картинка получится. Правда, не имеющая никакого отношения к японской татуировке.

Вопрос о том, сохранять традиции или модернизировать, вообще очень сложен. Вроде бы отсутствие жестких рамок дает возможность для творчества. Однако при этом теряется уникальный национальный характер работы. Поэтому оставим этот вопрос открытым и расскажем о значениях татуировки в ее именно традиционно японском понимании. Тонкостей тут очень много. Так, например, если изображают два карпа в одной работе, их вполне могут окружать пионы, так как в этом случае не изображается время года. Что касается сакуры, ее нельзя изображать вместе со змеей, опять же по причине разных времен года. Дракон уместен с хризантемами, а лев – с пионами.

horiyoshi lll

Еще одна особенность японской татуировки – ее размер. Татуировка должна быть четкой и крупной, читаться на расстоянии. Обилие мелких деталей не приветствуется, они только отвлекают внимание от сути.

Последний урок для мастера возвращает его к первому – дисциплине. Чтобы стать профессионалом, надо работать над собой непрерывно, внутренне расти, постоянно рисовать и самое главное, наблюдать и учиться всегда. Ведь обучение, как и смена времен года, процесс непрерывный. Другими словами: «Век живи – век учись!».